Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Обращение в Окружное управление образования
ФГОС

 

01.09.13. Сопровождение введения ФГОС в основной школе (5-6 классы). Диагностические мероприятия МЦКО 2013-2014.

12.12.12. Семинар "Управление процессом формирования универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС ООО в 5 классе" в гимназии для заместителей директоров ОУ СВАО

http://gym1577sv.mskobr.ru/obwie_svedeniya/pedagogicheskij_kollektiv/teachers/praktiko-orientirovannyj_seminar_upravlenie_formirovaniem_universal_nyh_uchebnyh_dejstvij_v_praktike_vvedeniya_fgos_ooo_v_5_klas/

 

 

ПЛАН-ГРАФИК ВВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА 

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 5 КЛАССЕ ГБОУ ГИМНАЗИЯ №1577 В 2012-2014 УЧЕБНОМ ГОДУ

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Ожидаемый результат

 

1. Организационное обеспечение введения ФГОС основного общего образования и профильного обучения

 

 

Создание рабочей  проектной  группы

Май 2012

Корнеева Л.Ю.

Создание и определение функционала рабочей группы

 

Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС основного общего образования.

Май 2012

Киселева Т.Л.

План-график введения ФГОС

 

Совещание при директоре «Содержание и технология введения ФГОС, требования к условиям реализации образовательного  процесса при введении ФГОС»

Август 2012

Корнеева Л.Ю.

Усвоение и принятие членами коллектива основных положений ФГОС ООО

 

Анализ имеющихся в ОУ условий и ресурсного обеспечения реализации образовательных программ ООО в соответствии с требованиями ФГОС

Сентябрь 2012

Киселева Т.Л.

Оценка ОУ школы с учётом требований ФГОС

 

Анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП ООО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

Сентябрь-октябрь 2012

Курбатова Е.В.

Приведение в соответствие материально-технической базы реализации ООП ООО с требованиями ФГОС.

 

Комплектование библиотеки УМК по всем предметам учебного плана  в соответствии с Федеральным перечнем

в течение года

Голованова Ю.В.

Наличие утвержденного  и обоснованного списка учебников для  реализации ФГОС основного общего образования.

Формирование заявки на обеспечение общеобразовательного учреждения учебниками в соответствии с федеральным перечнем.

 

Разработка оптимальной модели организации образовательного процесса

В течение года

Щелкунова М.Е. Родионова Т.В.

Реализуется современная модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, культуры, спорта и т.п., обеспечивающих                организацию внеурочной деятельности.

Организация обучения в очной форме с дистанционной поддержкой.

В оценке достижений учащихся учитывается их индивидуальный прогресс в обучении.

В оценке достижений учащихся по итогам года учитываются их внеучебные достижения.

 

Обеспечение интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Использование современных форм представления результатов обучения, в том числе: портфолио, защита творческих проектно-исследовательских работ.

 

Формирование плана ВШК согласно требованиям ФГОС

Август-сентябрь

Родионова Т.В.

Контроль соответствия запланированному результату

 

2.Нормативное обеспечение введения ФГОС основного общего образования

 

Формирование банка нормативно-правовых документов федерального и регионального  уровней.

Май-сентябрь

Киселева Т.Л.

Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС ООО

 

Разработка (адаптация) и утверждение формы договора о предоставлении общего образования образовательными учреждениями.

Май 2012

Корнеева Л.Ю. Киселева Т.Л.

Установление договорных отношений с участниками ОП

 

Решение органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС ООО.

Август 2012

Корнеева Л.Ю.

Принятие решения о введении ФГОС ООО  в 5 классе гимназии с 01 сентября 2012

 

Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ООО, доведение нормативных документов до сведения всех заинтересованных лиц:

Локальные   акты:

  • регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования;
  • регламентирующие организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения
  • устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например, положения о информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре и др.);
  • регламентирующие организацию образовательного процесса («Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных.», дополнительном образовании, об образовании в семье и др.).

Приказы, регламентирующие введение     стандартов второго поколения в общеобразовательном учреждении:

  • О переходе ОУ на обучение  по ФГОС ООО
  • О разработке образовательной  программы на 2012-2016 уч. Год
  • Об утверждении образовательной программы  на 2012-2016 уч. Год
  • Об утверждении учебного плана
  • Об утверждении программы внеурочной деятельности
  • Об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников
  • О проведении внутришкольного мониторинга  реализации ФГОС ООО
  • О внесении изменений в должностные инструкции учителей предметников, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС ООО, психолога, педагога дополнительного образования

в течение года

Корнеева Л.Ю.

Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие деятельность школы

 

Разработаны (внесены изменения) локальные   акты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие приказов, регламентирующих введение стандартов второго поколения в общеобразовательном учреждении

 

Приведение должностных инструкций работников ОУ в соответствие с требованиями ФГОС ООО

В течение года

Корнеева Л.Ю.

 

 

Изучение рекомендаций к базисному образовательному плану по переходу на ФГОС ООО

Май-август 2012 г.

Щелкунова М.Е.

Знание нормативных требований базисного образовательного плана – основы разработки образовательного плана ОУ

 

Разработка образовательного плана гимназии с учетом методических рекомендаций, нормативных требований  и социального запроса родителей обучающихся

Май-август 2012 г.

Щелкунова М.Е.

Создание моделей образовательного процесса в начальной школе

 

Разработка образовательной программы основного общего образования школы  с учетом новых требований к результатам образования (метапредметные умения)

Сентябрь-декабрь 2012

Киселева Т.Л.

Разработана основная образовательная программа

 

Разработка программы дополнительного образования согласно требованиям ФГОС ООО и запросам обучающихся

Сентябрь-октябрь 2012

Пан М.Г.

Разработана программа дополнительного образования

 

3.Кадровое обеспечение перехода на ФГОС основного общего образования

 

Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников ОУ и планирование  курсовой подготовки педагогов ОУ (разработка инструментария)

Май 2012

 

Киселева Т.Л.

Поэтапная подготовка педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС ООО.

 

Анализ выявленных кадровых потребностей и учет их при организации учебного процесса и обеспечении методического сопровождения.

В течение года

Щелкунова М.Е.

 

 

Реализация программы повышения квалификации всех учителей    5 -9 классов по проблеме «Введение ФГОС основного общего образования » на курсах ПК

2012-2014 г.

Родионова Т.В.

Повышение квалификации педагогических работников

 

Реализация программы повышения квалификации административно-управленческого персонала по теме  «Введение ФГОС основного общего образования » на КПК

 

Родионова Т.В.

 

 

Участие педагогов в работе проблемных семинаров по вопросам введения ФГОС основного общего образования на базе МИОО, МЦКО, МЦ СВОУО

В течение года

Родионова Т.В.

Повышение квалификации педагогических работников

 

Распространение инновационного опыта

декабрь- 2012 -апрель 2013

Щелкунова М.Е.

Родионова Т.В.

Киселева Т.Л.

Практико- ориентированный семинар для заместителей директоров ОУ СВАО

 

4.Научно - методическое обеспечение перехода на ФГОС основного общего образования

 

Изучение нормативных  документов ФГОС ООО

Май-октябрь 2012

Киселева Т.Л.

Изучение требований ФГОС к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации и результатам освоения программ

 

Разработка примерной основной образовательной программы основного общего образования

Сентябрь-декабрь  2012 г.

Киселева Т.Л.

Методические рекомендации по разработке примерной основной образовательной программы

 

Разработка рабочих программ изучения предметов учителями 5 классов с учетом формирования универсальных учебных действий

Август-сентябрь 2012 г.

Щелкунова М.Е.

Проектирование пед. процесса педагогами по предметам образовательного плана школы с учетом требований ФГОС ООО

 

Разработка рабочих программ дополнительного образования учителями 5 классов с учетом формирования универсальных учебных действий и их преемственности с урочной деятельностью

Август-сентябрь 2012 г.

Пан М.Г.

Рабочие программы дополнительного образоания

 

Изучение методических рекомендаций к базисному образовательному плану и учет их при формировании ОП школы

апрель –июнь 2012 г.

 

Разработка  образовательного плана школы

 

  Система ПС по проблеме внедрения ФГОС НОО  и ООО,

их преемственности

В течение года

 

Повышение профессиональной компетентности

 

  Постоянно действующий внутренний практико-ориентированный семинар «Формирование УУД»

В течение года

Киселева Т.Л.

Программа семинара

 

  Закрепление задач для участников пилотного проекта

   

Рабочие планы

 

  Обобщение опыта педагогов, реализующих программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов

Январь-февраль 2013

 

Формирование банка опыта педагогов

 

  Организация работы по психолого- педагогическому обеспечению введения ФГОС основного общего образования

В течение года

 

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения

 

Обучающий практический семинар по работе в МРКО (внутренний)

Сентябрь-ноябрь 2012

Киселева Т.Л.

Доступность ресурса учителям-предметникам и классным руководителям

 

Обобщение инновационного опыта

Март-апрель 2013

Зав.кафедрами

Мастер-классы; методические материалы, статьи

 

5. Информационное обеспечение перехода ОУ на ФГОС основного общего образования

 

Изучение  общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального  и основного общего образования, в том числе через сайт образовательного учреждения

В течение года

Киселева Т.Л.

Принятие мер для возможной коррекции организации ОП

 

Организация доступа работников школы к электронным образовательным ресурсам Интернет

в течение года

Курбатова Е.В.

Создание условий для оперативной ликвидации профессиональных затруднений и организация взаимодействия

 

Использование интерактивного электронного образовательного контента по всем учебным предметам

В течение года

Зав.кафедрами

 

 

Использование портала new.mcko.ru (МРКО)  для оперативного управления ОП на всех уровнях

В течение года

Киселева Т.Л.

Доступность информации участникам ОП, принятие управленческих решений

 

Информирование родителей обучающихся о результатах ведения ФГОС в ОУ через школьные сайты, проведение родительских собраний

в течение года

Киселева Т.Л.

Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС ООО

 

Оперативное обеспечение публичности результатов деятельности через электронный мониторинг ДО по внедрению ФГОС

ежемесячно

Курбатова Е.В.

Достижение планируемых показателей качества

 

Использование  электронного документооборота в образовательном процессе (включая, электронный журнал, дневник, мониторинг и внутришкольный контроль)

 

Щелкунова М.Е.

Родионова Т.В.

Оперативный доступ к информации  для различных категорий пользователей

 

6. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС основного общего образования

 

Внесение изменений в систему оплаты труда педагогических и руководящих работников школы, реализующих ФГОС основного общего образования

   

Наличие финансирования за счет средств субвенции учебных расходов в объеме, соответствующем требованиями к материально-техническому обеспечению введения ФГОС

В норматив бюджетного финансирования учреждения включена оплата внеурочной деятельности

 

     Обеспечение оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений

Курбатова Е.В.

 

Формирование заказа на материальное и техническое оборудование

  1. Образовательное учреждение имеет современную библиотеку, то есть:
  • с читальным залом с числом рабочих мест не менее 25;
  • с  обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах библиотеки или использования переносных компьютеров;
  • имеется медиатека;
  • имеются средства сканирования;
  • обеспечен выход в Интернет;
  • обеспечены копирование и бумажных материалов;
  • укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана ООП ООО.
  1. Наличие оборудованных помещений для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и  мастерские)

 

Обеспечение финансирования за счет средств учредителя текущего и капитального ремонта, оснащения оборудованием помещений в соответствии с нормами СанПиН, правилами безопасности и пожарной безопасности, требованиями к материально-техническому обеспечению введения ФГОС

 Определение объем расходов, необходимых для реализации ООП ООО и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования.

 

   

Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды (условия физического воспитания, обеспеченность горячим питанием, наличие лицензированного медицинского кабинета, динамическое расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий полидеятельностное пространство) соответствует требованиям ФГОС ООО

 

7. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного учреждения в условиях введения ФГОС

 

Разработка методического обеспечения специалистов согласно требованиям ФГОС

В течение года

 

Наличие комплексной модели психолого-педагогического сопровождения учащихся:

  1. Психолог
  2. Логопед
  3. Социальный педагог

Наличие стандартизированного диагностического инструментария

             



 

Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта

Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя - обязательные условия реализации национальной образователь­ной инициативы "Наша новая школа". С 1 сентября 2011 г. в 1-х классах всех школ России началась реализация федерального государственного образовательного стандарта. Перед администрацией школ встала задача подготовки учителей к деятельности в рамках нового стандарта. Автор статьи выделяет основные вопросы, на которые следует обратить внима­ние при организации этого процесса.

 

Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требова­ния к системе школьного обучения. Какой должна быть школа, чтобы выпол­нить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится"*. Введение ФГОС - это новый, по сути, революционный этап модернизации российского образования.

____________________

* Тезисы выступления Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко на Первом съезде учите­лей и работников образования государств - членов СНГ 27 апреля 2010 г. - Примеч. авт.

В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом:

  1. Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в со­ответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Это одно из главных условий, от выполнения которого зависит решение задач нового стандарта.
  2. Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой систе­ме образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы.

Для педагогов со сложившейся системой работы, особенно для успешных, главная причина профессиональных неврозов - неопределенность. Задачи поставлены новые, а как их решать - не сказано. Необходимость изменения своей профессиональной деятельности и ведет к стрессу. У молодых же спе­циалистов еще не сложились стереотипы, которые трудно разрушать. Они более мобильны и быстрее адаптируются к происходящим изменениям.

В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

Актуальные вопросы введения ФГОС:

  1. Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагоги­ческий инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат.
  2. Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познаватель­ном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необ­ходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой инфор­мации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение раз­вития универсальных учебных действий на материале основ наук". Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик форми­рует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей уче­ника в той или иной информации, а не к ученику: "Возьми мои знания!". Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
  3.  С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:
    1. умение выбирать и применять современные образовательные тех­нологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достиже­ний учащихся и др.);
    2. корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
    3. формировать оценочную самостоятельность учащихся.

  4. Новое понимание образовательных результатов определяет необходи­мость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.
  5. Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появ­ляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Вне­урочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать про­блемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Россий­ский психолог А.Н. Леонтьев говорил: "Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогаще­нии информацией".


Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором со­временных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Автор:  Еременкова Т.Ю.
Источник:  Справочник заместителя директора школы № 2 2012 год
Номер журнала:  №2 (февраль)

 

Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе

  В московские школы за последние два года в рамках перехода на ФГОС поступило большое количество интерактивного учебного оборудования: компьютеры (ноутбуки), электронные микроскопы, различные доски, в т.ч. смарт-доски (Smart boards). Учителя нашей гимназии одними из первых получили сертификаты владения  данной технологией  и быстро освоили возможности нового оборудования, создавая свои дидактические материалы для различных учебных предметов и целей. Учащиеся нашей гимназии также постепенно учатся работать с доской: сами готовят учебные материалы, презентации.

  В связи с массовой поставкой оборудования в школы округа, необходимостью освоения и использования его всеми педагогическими работниками в учебно-воспитательном процессе Окружной учебно-методический центр с 1 февраля 2012 года расширил работу окружных стажировочных площадок по освоению учебного оборудования.

В марте 2012 года гимназия провела серию обучающих семинаров «Возможности  интерактивного оборудования (смарт-доски)в образовательном процессе гимназии» для учителей  округа по физике (руководители семинара Тамарлакова Лариса Ивановна и Пан Маргарита Густавовна) и МХК (руководитель Голованова Юлия Владимировна).

По итогам слушатели семинара получили сертификаты окружного учебно-методического центра, представив самостоятельную работу коллегам.

В апреле состоится обучающий семинар для учителей иностранного языка.

Все семинары получили высокую оценку у слушателей. Была отмечена высокая заинтересованность и профессионализм. Большой накопленный опыт и творческий подход позволили сделать семинар максимально практико-ориентированным.

Из отзывов слушателей:

«Большое спасибо организаторам курсов! Очень важное и необходимое дело! В очень доброжелательной обстановке мы получили практическую помощь в овладении новыми технологиями.

В результате мы не боимся доски, получили опыт, захотели работать с доской, зарядились творчеством…Лариса Ивановна и Маргарита Густавовна вдохнули в нас оптимизм, мажор, вдохновение»

«На всех занятиях присутствовал директор, что свидетельствует о дружном, творческом коллективе-команде…  Желаем творческих успехов всему коллективу!»

 

  Учебный курс
"ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" (ОРКСЭ)

 

     Современные молодые люди плохо знают историю России, её героев, культурные традиции, религиозные традиции тех народов, которые проживают на территории России.

     Такое невежество порождает известные всем конфликты между поколениями, между отдельными людьми и группами разных национальностей.
     Таким образом, всем становится понятно, что пришло время и необходимость укреплять устои современного общества, его нравственные ориентиры, которые делают наших детей настоящими гражданами России.
      В связи с этим согласно решениям органов государственной власти Российской Федерации (поручение Президента РФ Д.А.Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009) в общеобразовательных учреждениях РФ вводится преподавание комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", состоящего из шести модулей:

  • основы православной культуры;
  • основы исламской культуры;
  • основы буддийской культуры;
  • основы иудейской культуры;
  • основы мировых религиозных культур;
  • основы светской этики - 

для изучения учащимися по выбору или по выбору их родителей (законных представителей).

В Москве с 2012 года преподавание комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", прошедшего в 2009-2011 гг. апробацию в 21 регионе России, вводится во всех учреждениях города с 1 сентября 2012 года (в Зеленоградском административном округе - с 1 апреля 2012 года).

Цели курса:
• Формирование начальных представлений о российских духовных традициях, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и светской этики, основанное на отечественных культурных традициях;
• Развитие представлений младшего школьника о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества.

Задачи курса:
• Вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми.
• Раскрыть духовные и физические дарования детей.
• Сформировать гражданское самосознание.
• Взрастить любовь к своему Отечеству – и народам населяющим Россию.

Предмет будет изучаться в 4 классах (в объеме 34 часов) с 1 сентября 2012 года.